Главная страница

Наука и инновации в регионах России
Документы

Особенности создания региональной инновационной системы в Воронежской области


Герман Владиленович Щукин - заместитель руководителя главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации Воронежской области

В настоящее время Правительством РФ активно формируется национальная инновационная система. Воронежская область, имея значительный научно-технический потенциал, активно участвует в этом процессе. Одним из ключевых направлений работы администрации области является развитие инновационной деятельности в промышленности.

За последние три года в области сформирована чёткая нормативная правовая база, создаётся инфраструктура поддержки инновационной деятельности.

Приняты: Закон Воронежской области "Об инновационной политике на территории Воронежской области" от 31.12.2003 г. № 68-ОЗ; ряд постановлений и распоряжений администрации области, регламентирующих взаимоотношения субъектов инновационной деятельности и содержащих конкретные рекомендации руководителям промышленных предприятий по внедрению инноваций, механизмы областной поддержки инноваторов.

Созданы новые организации инновационной инфраструктуры, такие как "Региональный инновационный центр", "Инновационный патентно-правовой центр" при ТПП Воронежской области, "Инновационный информационно-консультационный центр", "Ассоциация инновационно-технологических организаций "Воронежинтех". Формируется инновационная инфраструктура в районах области - создано 3 районных инновационных центра: Борисоглебский РИЦ, Россошанский РИЦ и Лискинский РИЦ на базе центров поддержки предпринимательства.

С 2005 года в области реализуется целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы". На реализацию Программы в 2005 году направлено средств в сумме более 360 млн. руб. В рамках её реализации создан "Инновационный межвузовский учебно-консультационный центр", которым проведено более 50 консультаций преподавателям, аспирантам, студентам по инновационной тематике; проведен мониторинг состояния инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на основе анкетирования и интервьюирования более 150 предприятий области; организовано участие инновационных предприятий (ООО "Медоборудование", ОАО ГСКБ "Зерноочистка", ЗАО КБ "Процессор-Эко", ООО НПП "ЭКАР-ЭНВО", ЗАО "Инновационные системы ОКБМ", ЗАО "СМ-строй", АОЗТ "Клиновые ножницы", НП "РИЦ") в заявочной кампании по участию в федеральных целевых программах для финансирования из федерального бюджета перспективных для области НИОКР, реализации инновационных проектов в объеме 372,1 млн.руб.; оказана государственная (областная) поддержка инновационным предприятиям, реализующим перспективные для экономики области проекты на территории 2-х технопарков "Калининский" и "Содружество". В состав учредителей технопарка "Калининский" вошли 13 малых и средних предприятий, располагающихся на территории бывшего завода кузнечно-прессового оборудования ОАО "Воронежпресс". Технопарк "Калининский" создан в целях стимулирования развития малого и среднего инновационного предпринимательства, в первую очередь в электротехнической и металлообрабатывающей отраслях промышленности. Технопарк "Содружество" создан при активном участии администрации области, ЗАО "Зеленоградский инновационно-технологический центр", Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В технопарке планируется разместить более 50 малых инновационных предприятий, работающих в электронной и радиотехнической сферах производства.

Учитывая увеличивающуюся информатизацию общества и субъектов промышленной деятельности администрацией области уделено значительное внимание информационному обеспечению инновационной деятельности, в том числе в сети Интернет. Создан единый информационный портал Воронежской области "Инновации Черноземья". Он должен обеспечить эффективный информационный обмен между составными частями региональной инновационной системы, разработчиками и потребителями инновационной продукции. Также ежемесячно выходит областная газета "Инновационные вести" тиражом более 8 тысяч экземпляров.

В ближайшие годы основными направлениями реализации областной политики в инновационной сфере будут: становление и развитие крупных инфраструктурных субъектов производственно-технологической поддержки инновационной деятельности, которые смогут системно реализовывать принцип целостного "технологического коридора" - от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции. В администрации области уже разработан пакет законопроектов и других документов по развитию технопарков и инновационно-технологических центров. Они предусматривают различные формы областной поддержки, как самим технопаркам, так и инновационным предприятиям, входящим в данные структуры.

Кроме того, в рамках областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности области на 2005-2008 годы" будет оказана поддержка развитию деятельности технопарков, ИТЦ, других организаций инфраструктуры, в том числе по созданию на их базе отраслевых центров трансфера технологий, "бизнес-инкубатора", центров коллективного пользования, конструкторских бюро, оказывающих услуги малым и средним инновационным предприятиям.

Другим направлением реализации программы станет создание инфраструктуры финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности, в том числе создание Воронежского венчурного фонда. Областной программой развития инновационной деятельности предполагается создание "Воронежского инновационного венчурного фонда" с государственным участием. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора в привлечении частных средств в венчурную индустрию. Планируется, что первые проекты по венчурной схеме будут профинансированы в конце этого года.

Следует заметить, что решающую роль в создании условий для развития эффективных региональных систем играет политика, проводимая на федеральном уровне.

Концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ, одобренная Правительством РФ, предусматривает переход к политике "поляризованного развития" и к поддержке только регионов "локомотивов роста". Данный подход оставляет "за бортом" подавляющее большинство регионов России, не дает им возможности использовать свои сильные стороны, в том числе и в инновационной сфере. Например, альтернативой создания ограниченного числа особых экономических зон могла бы стать при значительно меньших капитальных затратах более широкая государственная поддержка и предоставление преференций технопаркам и инновационно-технологическим центрам. Например, в Воронеже более 10 малых и средних инновационных предприятий объединились в технопарк "Калининский". При 660 работающих объем производства в 2005 году составил около 1 млрд. рублей, что значительно превышает по экономической эффективности работу крупных промышленных предприятий.

Мониторинг, проведенный в Воронежской области показал, что одним из основных факторов сдерживания инновационной деятельности является недостаток доступных инвестиционных ресурсов. Опыт реализации областной программы по поддержке инновационных проектов в сумме 10 млн. рублей показал, что на каждый рубль вложенных бюджетом средств было привлечено от 5 до 10 рублей внебюджетных инвестиций. Однако, по проводимым на федеральном уровне конкурсам в рамках ФЦП и ведомственных программ в 50-90 случаях победителями становятся предприятия Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Как исключение в 2003 году Минпромнауки проводило конкурс региональных проектов, что нашло широкий отклик среди регионов, которые представили более 200 проектов. 6 проектов стали победителями от Воронежской области. Однако, деньги по данному конкурсу так и не были выделены. Целесообразно было бы выделять определенные квоты для регионов при проведении конкурсов по федеральным целевым и ведомственным программам.

Воронежская область, обладая значительным научно-техническим потенциалом, недостаточно использует его при внедрении имеющихся разработок в производство. В определенной степени, это определяется неурегулированностью прав на объекты интеллектуальной собственности. Вот уже два года в Правительстве идут разговоры о законодательном оформлении передачи прав на результаты НИОКР, созданными за счет средств федерального бюджета, исполнителям. Это должно обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения. Необходимо как можно быстрее ускорить решение этой проблемы.

Другим сдерживающим фактором в развитии инновационной деятельности является низкая стимулирующая роль федерального законодательства, в том числе и налогового. Необходимо предусмотреть налоговые льготы всем участникам инновационного процесса.

Следует признать, что развитие инновационной деятельности в регионах осуществляется спонтанно. В 53 регионах проводятся разнообразные мероприятия, в 22 частично разработана нормативно-правовая база. Необходимо в кратчайшие сроки выстроить систему координации региональной политики. К сожалению, методические рекомендации по развитию инновационной деятельности в регионах, разработанные еще в Минпромнауки так и не были утверждены. Отсутствие внятной региональной политики в значительной степени сдерживает инновационные процессы в стране. На наш взгляд, учитывая разную степень восприимчивости регионов к инновационному развитию, региональная политика должна предусматривать несколько сценариев, учитывающих специфику определенных групп регионов. Воронежская область со своей стороны, учитывая определенный имеющийся практический опыт, готова участвовать в реализации пилотного проекта по созданию региональной инновационной системы, базовым элементом которой будут являться технопарки и крупные инновационно-технологические центры.

Имя:
Пароль:



Телефон:
+7 (499) 259-94-58
E-mail:
regions@extech.ru
Добавить в Избранное

Презентационный
flash-ролик (837 kb)


© Copyright 2002—2019 ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ
Золотая медаль 3-го Международного салона инноваций и инвестиций